С композитором и продюсером Александром Клевицким беседует корреспондент композитор Владимир Чеджемов

Владимир Чеджемов: Саша, у тебя большой опыт работы в сфере шоу-бизнеса. Может быть, ты посоветуешь читателям журнала - молодым талантливым музыкантам - с чего начать, как проще и быстрее "раскрутиться" в условиях современной России? Куда обращаться, как подготовиться, как узнать, соответствует ли уровень требуемому?

Александр Клевицкий: Прежде всего, молодой талант должен сам себе задать вопрос - чего он хочет. Хочет ли он сразу стать звездой, или сначала научиться чему-то, получить профессию? Это разные вещи. Как показывает практика, звездой может стать человек, не обладающий ни образованием, ни даже каким-либо опытом работы. Имея большие деньги, можно купить услуги промоушн-компании, студию, эфир и т.д. В этом случае профессионалы, каждый в своей области, сделают своего рода "мыльный пузырь".

Владимир Чеджемов: А как быть живущим "в глубинке"?

Александр Клевицкий: Даже на окраинах нашей большой страны есть различного рода музыкальные очаги, образовательные центры, достаточно большое количество профессиональных музыкальных студий, вокруг которых кипит культурная жизнь. Но во избежание конфуза сначала надо критически оценить самого себя. Потом необходимо, чтобы тебя оценили другие, то есть надо "показаться".

Владимир Чеджемов: Как это сделать?

Александр Клевицкий: На сегодняшний день существует много продюсерских центров и независимых продюсеров. И как ни странно, кассеты и другие демонстрационные материалы продюсеры все-таки прослушивают. Есть шанс, что тебя заметят. Более трудный, но надежный путь - получение музыкального образования. Можно прослушаться в каком-либо музыкальном учреждении. Если специалисты найдут музыкальные способности, надо непременно учиться и становиться профессионалом.
Правда, это тоже потребует определенных финансовых затрат, но здесь вы тратитесь на себя, а не на "дядю".

Александр Клевицкий Владимир Чеджемов: А если денег все-таки нет, а талант есть? Можно ли в этом случае "раскрутиться"? Вспомним - когда-то босиком в Москву пришел никому не известный Миша Ломоносов...

Александр Клевицкий: Опыт показывает, что карьеру можно сделать "с нуля". Одержимость своим увлечением, помноженная на личное обаяние, ум, талант, энергию, почти всегда создает возможность для профессионального роста и успеха. Правда, как только зайдет речь о большой аудитории, тут же включается механизм шоу-бизнеса. А этот механизм без денежных вложений не работает.

Владимир Чеджемов: Проходя по подземным переходам, можно часто услышать хорошую музыку в достаточно профессиональном исполнении никому не известных музыкантов. И в тоже время давно уже набили оскомину безголосые певцы и певицы, которых мы имеем сомнительную честь ежечасно видеть на ТВ и слушать по радио. Благодаря своей "бронебойной" энергии и умению использовать каждую клеточку своего тела и частичку голоса для достижения цели (зачастую на грани фола), они добиваются того, чего хотят. Вера в свои силы у таких музыкантов плавно мутирует в переоценку своих способностей. Насколько, по твоему мнению, черты характера дополняют (или заменяют) талант? Что говорит твой опыт работы с молодыми музыкантами? Кстати, вышел кто-нибудь из них "в люди"?

Александр Клевицкий: Вопрос понятен. У меня достаточно большой опыт наблюдений. Я был одним из руководителей фестиваля "Ступень к Парнасу", а также среди начинателей музыкального конкурса в Юрмале. Кроме того, у меня был собственный проект, который назывался "Лестница в небо", где вместо привычной тогда фонограммы использовался живой оркестр. Я работал с очень большим количеством молодых исполнителей, многих из которых удавалось вывести на высокую музыкальную "орбиту". Среди них Катя Семенова, Марина Хлебникова, Ольга Кормухина. Помогал я и молодому тогда Сергею Беликову, Азизе. Да, были и более талантливые музыканты, которые тем не менее не стали звездами. Может, тому виной отсутствие каких-то природных предпосылок, недостаток образования. Но очень важным фактором на эстраде, как и в жизни, является Его Величество Случай. Как ни крути, но помимо всего прочего необходимо оказаться в нужное время в нужном месте. Очень важно, чтобы тебя заметили. Безусловно, и внутренняя энергетика, и обаяние, и умение, и внешние данные - все имеет значение. Но и фортуна играет очень большую роль.

Владимир Чеджемов: Можно ли как-то повлиять на Его Величество?

Александр Клевицкий: Мне эти способы не известны.

Владимир Чеджемов: А с помощью "презренного металла"?

Александр Клевицкий: Судьбу не обманешь. Допустим, я молодой исполнитель, мне хочется выйти на большую сцену. С чего я начну? Я стану посещать разные места, в которых бывают "великие мира сего", чтобы на меня обратили внимание. Если у всех проколото две сережки в ухо, я проколю три, чтобы на меня хоть как-то обратили внимание. Если все поют до ноты "до", я должен уметь петь до ноты "ми". Очень важно найти спонсора для своего проекта. Здесь могут помочь всякие умные книжки - руководства по менеджменту, по умению начать и вести переговоры. Цель - убедить продюсеров в своей необходимости на сегодняшнем музыкальном рынке.
Был у меня такой, например, случай. Марат, который сейчас работает в группе "Премьер-министр", свой хит "...У тебя глаза..." первоначально записал в моей студии. Но тогдашний спонсор, к сожалению, так и не начал обещанного финансирования. Тем не менее Марат, обладающий очень большим обаянием и очень сильной энергетикой, нашел способ воплощения своего проекта. А мне остается лишь сожалеть, что, "вычислив" в этой песне будущий хит, пришлось все-таки отказаться от нее.

Владимир ЧеджемовВладимир Чеджемов: Вопрос о способе достижения цели. Что лучше - всегда следовать музыкальной моде или быть верным одному, но своему стилю, как, например, Шарль Азнавур?

Александр Клевицкий: Дело в том, что Шарль Азнавур не только шансонье, но еще и киноактер. Не надо также забывать, что за Шарлем Азнавуром стояла не больше не меньше, как сама Эдит Пиаф. Это очень важно. К сожалению, я не знаю ни одного случая, чтобы наши великие артисты протежировали какого-то менее известного артиста.

Владимир Чеджемов: А Алла Борисовна?

Александр Клевицкий: У меня такое ощущение, что она все делает в угоду какой-то своей линии. Выглядит это со стороны не как забота о молодых артистах, а как забота о выгоде, не обязательно даже финансовой. Джордж Харисон, например, уже будучи богатым и известным, продюсировал потрясающую группу "Прокл Харум", которая одна из первых начала играть в стиле арт-рок. А у нас, насколько я знаю, известные артисты, которые хорошо знают весь музыкальный рынок, продюсированием не занимаются.

Владимир Чеджемов: То есть смену себе не готовят?

Александр Клевицкий: Более того, каждый новый молодой артист воспринимается как конкурент.

Владимир Чеджемов: Вернемся к нашим "баранам". Предположим, некто делает что-то очень хорошо. И это что-то нравится всем его друзьям и знакомым. Первые шаги, которые ему надо сделать, это записать демос и штурмовать Москву или раскручиваться в собственном регионе, постепенно обрастая все большим кругом почитателей? Короче - раскручиваться лучше сверху, или снизу?

Александр Клевицкий: Схема действий практически не изменилась с тех пор, когда мы с тобой были молодыми. Конечно, надо сделать демонстрационную запись и с этой записью прийти (лучше самому) к продюсеру. Например, когда я выступаю в качестве продюсера, то прошу, чтобы мне обязательно спели или сыграли вживую, мне одних "консервов" недостаточно. Современная технология записи позволяет даже безголосого певца с помощью обработок вытянуть, скрыть недостатки. И еще мне понравилось в твоих статьях мысль о поиске новых музыкальных идей. У нас почти все певцы в шоу-бизнесе действительно идут по проторенной до состояния канавы дороге, боятся экспериментировать. В беседах с разными известными поэтами, композиторами, исполнителями я всегда им говорю: ребята, вы уже богатые, не голодаете, слава богу, и все у вас хорошо. Ну попробуйте сделать что-нибудь новенькое!

Владимир Чеджемов: Может, и хотели бы, да уже не могут?

Александр Клевицкий: Я думаю, что это страх. Страх, что ты будешь не нужен.

Владимир Чеджемов: Страх, что будешь не понят?

Александр Клевицкий: Страх того, что на рынке это не пройдет и тебя забудут. Действительно, человек всю жизнь шел в гору, достиг вершины, и ему там хорошо. Все знают, что придется спускаться, и пытаются как-то оттянуть этот момент. Даже ничегонеделанием.

Владимир Чеджемов: Великие не боятся - достигнув вершины, они начинают штурм следующей.

Александр Клевицкий: Согласен. "Битлз", например, в пик славы плюнули на все и начали новые поиски, перешли к крупным формам. У нас почему-то все наоборот. Сначала человек становится очень известным на хороших, специально для него написанных песнях. И вдруг после этого он начинает петь какую-то чушь, написанную на трех аккордах. Мелодия топчется на месте, состоит из простеньких мотивчиков, интервалы которых отступают друг от друга на секунду и не более того. За примерами далеко ходить не надо - послушайте сегодняшних Долину, Аллегрову, Пугачеву.
Интересный пример - Марина Хлебникова, которая начинала с моих песен. Это были не хиты, но сильные в музыкальном плане песни. Правда, я говорил Марине, что ей обязательно надо сначала спеть хит, чтобы стать популярной, а потом уже можно петь более серьезные песни. Она ответила, что, как серьезная певица, никогда не будет петь хиты. Тем не менее, спустя некоторое время, нашла себе продюсера, и появилась "Чашка кофею". Зато стала известной и популярной.

Владимир Чеджемов: Может быть, честнее спросить себя: имеет ли смысл вообще лезть на сцену, если ты собираешься делать то же самое, что уже делают другие? Имеет ли смысл становиться тысяча первым?

Александр Клевицкий: Шоу-бизнес - это рынок, а рынок саморегулируется. Может быть, тебе повезет и удастся нейтрализовать всю эту тысячу конкурентов. Например, если у тебя внешность молодого Алена Делона, то даже петь не надо, выходи на сцену и ходи туда-сюда.

Владимир Чеджемов: При поступлении в учреждение, например, общепита, кандидатов проверяют по полной программе на соответствие медицинским нормам, чтобы, не дай Бог, не занести заразу. Но нет никаких табу для людей, которые лезут в гораздо более важную, на мой взгляд, сферу деятельности. Работать с большим количеством народа, влиять на их чувства и мысли - это уже что-то из области политики. Некоторых претендентов надо было бы остановить на начальном этапе, взяв соответствующие "анализы". Может быть, поэтому мы имеем то, что имеем?
Стоит ли советовать молодым, еще никому не известным исполнителям, чтобы они сначала доросли до определенной стадии и лишь потом шли на публику? Или слишком велик искус завоевать популярность любым способом, не утруждаясь (например, сняв штаны и показав публике место пониже спины)?

Александр Клевицкий: Я немного тебя покритикую. Ты старомоден, ты рассуждаешь, как правильный человек конца XIX-середины XX века. В шоу-бизнесе артист - это одно из орудий производства продюсеров, средство для зарабатывания денег. Часто - любой ценой. Современные продюсеры, как правило, это карабасы-барабасы, которые дергают за веревочки.

Владимир Чеджемов: Карабасом-Барабасом, как я понял, может стать каждый, имеющий достаточно толстый кошелек.

Александр Клевицкий: Совершенно верно. И как правило, артист лишь воплощает в жизнь идею продюсера - Карабаса.

Владимир Чеджемов: Жаль, что выше ресторанного уровня идеи у этих карабасов-барабасов не поднимаются.

Александр Клевицкий: Почему ресторанного?

Владимир Чеджемов: По крайней мере, я был свидетелем, когда Карабас-Алибас критиковал одного из своих композиторов: "Засунь себе кое-куда этот джаз, мне "ресторан" нужен!".

Александр Клевицкий: Ну это понятно. Я дружу с Бари Алибасовым, это один из близких мне людей. Бари абсолютно прав с точки зрения шоу-бизнеса, он знает ментальность нашего народа. Причем Бари очень любит джаз, прекрасно его играет и может даже спеть в отличие от многих, которые не знают даже, что нота "до" пишется на первой добавочной. Если завтра вдруг все сойдут с ума от Стинга или в моду войдут оркестры, то, естественно, Бари начнет заниматься этим, и я уверен, что и здесь добьется успехов.

Владимир Чеджемов: А мораль? Кстати, гораздо выгоднее продавать наркотики и оружие, чем музыку для ресторана.

Александр Клевицкий: Но если вдруг завтра начнут по всем радиостанциям "гонять" Баха или джазовую музыку, все с ума сойдут.
Мне очень нравиnся физический закон, по которому все сложное становится более простым. Действительно, сталь покрывается ржавчиной, а сложные музыкальные произведения становятся дешевыми подпевками.

Владимир Чеджемов: Не только физический мир, предоставленный самому себе, разрушается. И общество тоже. Представь, нет никаких законов, каждый делает, что хочет, можно безнаказанно убивать друг друга, чтобы просто отнять деньги. Наверное, люди неспроста организовались в государство и насочиняли законов (писаных и неписаных).

Александр Клевицкий: Совершенно верно. Государство должно управлять людьми.

Владимир Чеджемов: Должно, но не управляет. Не надо запретов, должно быть все, но "режим наибольшего благоприятствования" должен быть предоставлен только тому, что государство считает правильным и нужным.

Александр Клевицкий: В свое время у нас возник институт союзов. Союз писателей, Союз композиторов.
Там было много хорошего, у нас была сильная композиторская и исполнительская школа. Где это все? Композиторы, которые работали в жанре академической музыки, - это люди, которые реально продвигали музыкальную науку, изобретали современные приемы. Где они?

Владимир Чеджемов: Саша, я не понял, кто кого интервьюирует? Может быть пора подводить итоги?
Итак, существуют таксы (не собаки). Такса на запись в студии диска, на производство клипа, на эфир. Значит, первый совет начинающим талантам - копите деньги, и любой из вас сможет стать популярным на какое-то временя (пока хватит денег).
Совет второй - подумайте, стоит ли вообще стремиться на большую сцену, если вы не оригинальны. У нас уже более чем достаточно девочек-припевочек, мальчиков-красавчиков, тюремного "шансона" и тому подобного музыкального китча.
Отсюда - третий совет. Вы должны уметь (или научиться) делать нечто, еще не представленное на нашей эстраде. Но "пробиваться" в этом случае, скорее всего, придется самому, так как навязывать свою волю продюсерам вряд ли удастся.
И последний вопрос. Есть ли какие-нибудь практические рекомендации, например адреса студий, продюсерских центров.

Александр Клевицкий: В Москве это, естественно, Колледж эстрадного и джазового искусства, огромное количество различных продюсерских центров. Называть не буду чтобы не было подозрений в скрытой рекламе, но любой желающий легко найдет их адреса и телефоны в Интернете. Существует специальный каталог, который издается каждый год, там тоже есть телефоны продюсеров и директоров различных коллективов. Имеет смысл обратиться к людям типа меня, подвижникам, которые занимаются молодежью.

Владимир Чеджемов: Спасибо за интересный разговор.

Журнал «Шоу-Мастер»